Ученые выяснили, что благодаря культурным стереотипам, мы способны с большой вероятностью угадывать имена незнакомцев.
Знакомиться с красотками на улице посредством фразы «Девушка, а как вас зовут?», как это делал Савелий Крамаров в фильме «Джентльмены удачи» - уже не актуально. Есть способ сразу же произвести куда более сильное впечатление на незнакомку.
А Я МИЛОГО УЗНАЮ ПО ПРИЧЕСКЕ...
Доктор наук Рут Мейо и ее коллега Йонат Цвебнер из Еврейского университета в Иерусалиме набрали группу добровольцев и провели любопытный эксперимент. Они раздали участникам опыта фотографии совершенно случайных людей. И попросили угадать настоящее имя незнакомцев исходя из их внешних данных. При этом к каждому портрету предлагалось 4 вариантов ответа. Вероятность случайного попадания согласно теории вероятностей при этом не должна превышать 25 процентов. Однако, к удивлению ученых добровольцы выдавали правильные ответы гораздо чаще - в 38 процентах случаев.
Более того, в одном из экспериментов, незнакомцам на фотографиях даже закрывали лица и надо было угадать имя только по прическе. Но и одного взгляда на шевелюру было достаточно, чтобы чуть ли не в половине случаев дать точный ответ.
Однако выяснилась любопытная закономерность: волонтеры могли угадывать имена незнакомцев, только если речь шла о людях одной с ними национальности. Когда израильтянам показывали фотографии французов (и наоборот) количество правильных ответов тут же падало до уровня статистической случайности.
- Мы думаем, что внешность человека действительно зависит от того, как его зовут, - говорит психолог Рут Мейо. - Что лежит в основе способности людей угадывать чужие имена по лицам? Вероятно, здесь работает механизм «самоисполняющегося пророчества» или, как его еще называют - «эффект Пигмалиона» (Подробнее см. «КСТАТИ»). Известно, что среди людей существуют определенные культурные стереотипы. Например, услышав имя Роза, мы ожидаем увидеть женщину яркую и красивую, как цветок. Но само интересное в том, что и сама носительница этого имени стремиться соответствовать таким ожиданиям. Яркое доказательство того, что человек способен неосознанно «подстраивать» свою внешность под свое имя, это успешный эксперимент с прическами. Потому что в отличие от формы черепа, которая передается генетически, прическу люди могут выбирать в соответствии со стереотипом, который связан с их именем.
КАКИЕ МИМИЧЕСКИЕ МОРЩИНЫ ФОРМИРУЮТСЯ У ЕЛИЗАВЕТ?
Впрочем, опознавательными знаками может служить не только прическа. Израильские психологи объясняют, как такое серьезное имя, как Элизабет (передаем привет и наилучшие пожелания английской королеве Елизавете II - авт.) может откладывать серьезный отпечаток на внешность девушек из англоговорящих стран. Имя побуждает их скорее поднять волосы наверх и уложить по-королевски, чем носить распущенные длинные волосы. Культурный стереотип вынуждает Элизабет быть более серьезными и не смеяться по пустякам. А это, в свою очередь, влияет на формирование мимических морщин и лицевых линий.
Для подтверждения своей гипотезы исследовательницы решили исключить человеческий фактор и с помощью специального алгоритма попытались «натренировать» компьютерную систему соотносить имена и лица. Для создания программы ученые с помощью специальной аппаратуры отслеживали траекторию движения глаз добровольцев, чтобы выяснить, какие детали человеческого лица несут в себе самую ценную информацию. Оказывается, люди прежде всего обращают внимание, на глаза и рот, поскольку они больше всего участвуют в мимике. В память машины загрузили 94 тысячи портретов и «железяка» смогла распознать «ху из ху» с точностью до 64 процентов.
- Это в очередной раз доказывает мысль, что наши лица содержат актуальную информацию, связанную с именами, - пояснила Йонат Цвебнер. - Так, например, мы выяснили, что участникам эксперимента представлялось, что человек по имени Боб должен иметь более круглое лицо, чем мужчина по имени Тим. А у Кэтрин в их представлении жизнь сложится удачнее, чем у Скарлетт. Конечно, ребенок, которого нарекли Дэном не будет выглядеть как Дэн сразу после записи в метрики. Тем более, в младенческом возрасте все люди выглядят примерно одинаково. Но со временем, он будет «подгонять» свою внешность под тот стереотип, который связан с этим именем в обществе.
В принципе, ученые не открыли ничего нового. Капитан Врунгель давным давно говорил: «Как вы яхту назовете, так она и поплывет!» Теперь эта мысль получила научную доказательную базу.
КСТАТИ
Что такое эффект Пигмалиона?
Этот феномен был открыт американским психологом Робертом Розенталем и назван в честь персонажа древнегреческого мифа. Согласно легенде скульптор Пигмалион создал настолько прекрасную статую, что влюбился в свое творение. Тронутые этим чувством боги вняли просьбам Пигмалиона и оживили Галатею. В психологии эффект Пигмалиона заключается в том, что ложное пророчество может осуществится, если человек, веря него, меняет свое поведение и сам себе создает ожидаемый результат.
Гипотеза Розенталя получила блестящее подтверждение во время экспериментов в одной из школ Сан-Франциско. Ученый изучал интеллектуальные способности детей и отобрал ребят, которые обладали выдающимися способностями. Учителя были озадачены, поскольку эти школьники особых успехов в учебе не демонстрировали, были середняками-«хорошистами» - не более того. Но Розенталь объяснил, что дети просто не успели себя раскрыть. И он оказался прав - через год эти ребята уже показывали фантастические результаты на экзаменах. Тогда психолог раскрыл секрет: оказывается никакого исследования способностей он не проводил, а просто наугад выбрал детей из классного журнала. Но эффект ожидания, которое испытывали учителя в отношении этих учеников, передался детям. Они стремились соответствовать своему новому статусу, который читали в глазах педагогов, и ложное пророчество реализовалось. Так велика оказалась сила убеждения и самовнушения.
Свежие комментарии